Вита Холмогорова
Психолог, психофизиолог
Кандидат психологических наук
Опыт психологического консультирования с 1997 года
Тренер Российско-Австрийского Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии
ДЕТСТВО
Я родилась в интеллигентной московской семье потомственных художников, писателей и музыкантов. Семья дала мне крепкий фундамент — культурные и нравственные ценности и базовую систему координат.
Позже мне очень повезло со школой. Я училась в известной московской гимназии с чуткими преподавателями и удивительной перестроечной атмосферой свободы. Академических успехов или ярко выраженных научных интересов у меня не было, и долгое время мое профессиональное будущее оставалось неясным. Я много читала и очень любила общаться. Однажды моя мама обратила внимание, что в сочинениях я анализирую прежде всего психологию автора и героев литературных произведений. Так родилась идея связать жизнь с психологией.
ОБРАЗОВАНИЕ
После гимназии я поступила в Московский Городской Психолого-педагогический Университет на специальность «Детская психология». Сейчас это крупнейший психологический ВУЗ в стране, но сначала это был небольшой институт с камерной обстановкой. Его основатели ставили своей целью растить глубоких и тонких профессионалов.

В нашем университете собрали лучших преподавателей психфака МГУ и научных психологических институтов. На курс приняли всего восемнадцать человек. У преподавателей, привыкших к огромным потокам и большим аудиториям, появилась возможность индивидуального подхода, и они с радостью ее реализовывали. Все это создавало уникальную среду и оптимальные условия для раскрытия таланта каждого из нас.

В этом же университете я окончила факультет «Психологическое консультирование и психотерапия», мастерскую Федора Ефимовича Василюка, одного из основателей психотерапевтической школы в России. В тот момент практика психологического консультирования, многие десятилетия запрещенная в СССР, в нашей стране только зарождалась. Федор Ефимович пригласил в мастерскую самых сильных специалистов различных направлений психотерапии. Сейчас сложно в это поверить, но специальной литературы почти не было, мы обменивались переведенными книгами, собирали материал по крупицам, многое осваивали уже на практике.

Работать я начала на втором курсе и достаточно быстро поняла, что за психологическими проблемами часто кроются физиологические и психофизиологические причины. Чтобы лучше разобраться в психиатрии, психофизиологии и фармакологии, я поступила в Медицинский университет им. Н.И. Пирогова, где окончила факультет клинической психологии.

Параллельно я занималась научной деятельностью, защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия нравственного развития детей» в Психологическом институте Российской академии образования. Кандидатская была посвящена теме зарождения межличностных отношений в детском возрасте — тому, как можно влиять на развитие у детей умения сопереживать и способности к эмпатии. Диссертацию я писала под руководством замечательного психолога Елены Олеговны Смирновой, по учебникам которой мы сейчас преподаем детскую психологию.

Диссертация послужила основой для научно-популярной книги «Межличностные отношения детей: диагностика, индивидуальные варианты, коррекция» (в соавторстве с Е.О. Смирновой).

В конце 90-х гг. в Москву приехал Альфрид Лэнгле, австрийский психотерапевт, ученик Виктора Франкла и основатель экзистенциально-аналитической психотерапии. Он набрал единственную в России группу практикующих психологов, которая изначально должна была учиться по пятилетней образовательной европейской программе. Однако обучение затянулось: у нас не было русских аналогов тех понятий, которыми оперировал Лэнгле, много времени уходило на выработку терминологии и способов адаптации экзистенциального анализа к российской ментальности. Обучение продлилось 17 лет, мы до сих пор встречаемся с Альфридом, обсуждая нашу работу на супервизиях.

Последние 10 лет я сама обучаю психологов-практиков в Российско-Австрийском Институте экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.
ПРАКТИКА
Я начала работать еще в институте. Сначала консультировала детей и родителей в Филатовской больнице, а потом и в других детских медицинских центрах, там же собирала материал для диссертации. С 1998 по 2014 год была сотрудницей «Лаборатории развития детей дошкольного возраста» научно-исследовательского психологического института РАО, читала лекции по детской психологии в МГППУ, выпустила несколько книг по формированию межличностных отношений.

Работая с детьми, я быстро поняла, что, хотя детская психология и находится в поле моих научных интересов, на практике мне было бы интереснее работать со взрослыми.
В это время мне посчастливилось познакомиться с блестящим психиатром Давидом Абрамовичем Черняховским. Многие годы он работал в поликлинике Литфонда и параллельно — с наркозависимыми в Гематологическом научном центре Российской Академии медицинских наук. Давид Абрамович пригласил меня работать вместе с ним и во многом сформировал меня как специалиста.


Позже в Россию пришла Система «Десять шагов», где группы ведут бывшие наркозависимые. Стало очевидно, что работа с человеком, поборовшим свою зависимость, сама по себе обладает мощным психотерапевтическим эффектом и формирует дополнительную мотивацию к излечению. Поэтому я приняла решение отойти от работы с зависимостями, уступив место тем, у кого это заведомо лучше получается, и ушла в более широкую практику.

Новый круг запросов и проблем, с которыми пришлось столкнуться в работе, привел меня к осознанию, что психотерапия, которую я изначально идеализировала, считая панацеей, имеет свои ограничения: я обнаружила, что существуют проблемы (панические атаки, некоторые виды депрессий, состояния острого стресса и другие), где классическая психотерапия бессильна или оказывает лишь поддерживающий эффект.

В 2002 году произошел теракт «Норд-Ост». Хотя трагедия не коснулась никого из моих знакомых, в этот момент я поняла, что ни три высших психологических образования, ни весь мой научный и практический опыт не смогут помочь, если на прием ко мне придет кто-то из пострадавших во время теракта. Это осознание привело меня к глубокому профессиональному кризису.

Я испытала разочарование в психотерапии и ее методах и начала заниматься бизнес-консультированием. Тогда слово «коучинг» еще не было в ходу, но по сути я занималась именно им. Работала в нескольких крупных фирмах, помогала руководителям в вопросах управления персоналом, проводила тренинги для сотрудников, набирала топ-менеджмент и пр.

Но корпоративная работа не приносила мне удовлетворения.
Вскоре я познакомилась с Хасаем Магомедовичем Алиевым, автором Метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» и директором Центра защиты от стресса, где следующие 4 года проработала главным психологом.

Шла война в Чечне, один за другим происходили теракты. Наша команда под руководством Алиева осуществляла психологическую подготовку военных перед отправкой в горячие точки, занималась реабилитацией тех, кто возвращался. Мы работали с пострадавшими от терактов в Москве, Ессентуках, Беслане и др. Также мы занимались обучением психологов МЧС, Минобороны, МВД. Было много работы с людьми, попавшими в стрессовую ситуацию, переживающими острое горе, страдающими от посттравматического стрессового расстройства. Еще одним направлением нашего центра была антистрессовая подготовка людей экстремальных профессий, в том числе — спортсменов для участия в Олимпийских играх.

Это были годы уникального опыта работы с методиками саморегуляции. Я на практике убедилась, что они способны помочь во многих случаях, где классическая психотерапия бессильна.

Однако, демонстрируя эффективность в острых ситуациях, они не позволяют решать тонкие психологические проблемы. Успешно помогая справляться с состоянием шока, горя, ПТСР и пр. эти методики не предполагают индивидуальной глубинной работы с чувствами и ценностями.

Поэтому я решила объединить весь свой предыдущий опыт и профессиональные знания в области классической психотерапии с методиками саморегуляции. Это позволило ускорить и углубить психологическую работу, а также расширить круг решаемых задач.

В зависимости от запроса клиента, я подбираю методики, руководствуясь принципом максимальной эффективности.

С 2006 года я ушла в частную практику, открыла свой кабинет, работаю с клиентами с самым широким спектром проблем и задач, а также веду образовательные программы для психологов-практиков по экзистенциальному анализу.